ДООП Акварелька

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕРЧИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№53 «ЗВОНОЧЕК»

ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом
МБДОУ г. Керчи
РК «Детский сад
комбинированного вида №53
«Звоночек»
Протокол №1
от « 28 » 08
2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
МБДОУ г. Керчи
РК «Детский сад
комбинированного вида №53
«Звоночек»
Приказ №182от «02» 09 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АКВАРЕЛЬКА»

Направленность – художественная
Срок реализации программы – 2 года
Тип программы - общеразвивающая
Вид программы - модифицированная
Уровень – стартовый
Возраст обучающихся 5-7 лет
Составитель: Шеболдасова Ю.А.
педагог дополнительного образования

г. Керчь
2024 г.

1

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1

Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька» (далее - Программа) составлена в соответствии с:
 1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей
редакции);
 2. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 г. №
124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(в действующей редакции);
 3. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808
«Об
утверждении
Основ
государственной
культурной
политики»
(в действующей редакции);
 4. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р;
 5. Стратегией научно-технологического развития Российской
Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от
01.12.2016 г. № 642 (в действующей редакции);
 6. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ
к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
 7. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» (в действующей редакции);
 8. Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от
24.12.2018 г. № 16);
 9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
 10. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» (в действующей редакции);
2

 11. Приказом Минобрнауки России и Минпросвещения России от
05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»
(в действующей редакции);
 12. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474
«О национальных целях развития России до 2030 года»;
 13. Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2020 г. №
189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных
(муниципальных)
услуг
в
социальной
сфере»
(в действующей редакции);
 14. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 15. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 16. Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных
правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (в действующей редакции);
 17. Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
 18. Распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года» (в действующей редакции);
 19. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам;
 20. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от
06.07.2015 г. № 131-ЗРК/2015 (в действующей редакции);
 21. Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 03.09.2021 г. № 1394 «Об утверждении моделей
обеспечения доступности дополнительного образования для детей Республики
Крым»;
 22. Приказом Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях
«Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ»;
3

 23. Распоряжением Совета министров Республики Крым от
11.08.2022г. № 1179-р «О реализации Концепции дополнительного образования
детей до 2030 года в Республике Крым»;
 24. Постановлением Совета министров Республики Крым от
20.07.2023 г. № 510 «Об организации оказания государственных услуг в
социальной сфере при формировании государственного социального заказа на
оказание государственных услуг в социальной сфере на территории
Республики Крым»;
 25. Постановлением Совета министров Республики Крым от 17.08.2023
г. № 593 «Об утверждении Порядка формирования государственных
социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере,
отнесенных к полномочиям исполнительных органов Республики Крым, и
Формы отчета об исполнении государственного социального заказа на оказание
государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям
исполнительных органов Республики Крым»;
 26. Постановлением Совета министров Республики Крым от 31.08.2023
г. № 639 «О вопросах оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ» в соответствии с
социальными сертификатами»;
 27.
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые),
разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет». ФГАУ «Федеральный институт
развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование», письмо от 18.11.2015 г. № 09-3242;
 28. Письмом Минпросвещения России от 19.03.2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий»;
 29. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
31.07.2023 г. № 04-423 «О направлении методических рекомендаций для
педагогических
работников
образовательных
организаций
общего
образования, образовательных организаций среднего профессионального
образования, образовательных организаций дополнительного образования по
использованию российского программного обеспечения при взаимодействии с
обучающимися и их родителями (законными представителями)»;
 30. Письмом Минпросвещения России от 01.06.2023 г. № АБ-2324/05
«О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума для образовательных организаций Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего
4

общего образования», «Инструкцией по подготовке к реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта
Российской Федерации»);
 31. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 г. № АБ-3935/06 «Методические рекомендации по формированию
механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в
системе дополнительного образования детей, направленных на повышение
качества дополнительного образования детей, в том числе включение
компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и
компетентностей,
связанных
с
эмоциональным,
физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения
Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству
общего образования, для реализации приоритетных направлений научно
технологического и культурного развития страны»;
 32. Уставом МБДОУ №53 «Звоночек» г. Керчи.
 33. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам.
Программа является модифицированной и составлена на основе
авторской программы Дубровской Н.В. «Цвет творчества», рекомендованной
Министерством просвещения РФ.
Направленность Программы «Акварелька» - художественная.
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. Осуществление данной
программы определяется необходимостью способствовать развитию и
саморазвитию подрастающей личности ребенка. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы
через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе
полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается
творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных
ситуациях.
Новизна Программы заключается в разработке и использовании на
уроках нетрадиционных методов и способов развития детского
5

художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
Отличительные
особенности
Программы
«Акварелька»
по
нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет
инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные
методы и способы развития детского художественного творчества.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых
предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет
своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность. Опираясь на многолетний опыт
работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в
рисовании, понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и
способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как
уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного
выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к
развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей,
учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и
использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных
технологий, приемов изобразительного искусства. Все занятия в этой
программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по
этой программе:
 Развивает чувственно-эмоциональное отношение к действительности.
 Способствует раскрепощению, снятию детских страхов.
 Учит детей свободно выражать свои мысли.
 Побуждает детей к творческим поискам и решениям данной темы без
каких-либо определенных и обязательных ограничений.
 Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и
бросовыми материалами.
 Развивает мелкую моторику рук.
 Развивает цветовое зрение, художественно-образную память, творческую
активность, воображение и полёт фантазии.
Во время работы, в непринуждённой обстановке, дети получают
эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих
возможностях, через использование различных изотехник.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 5
лет до 7 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 2 года и предполагает
среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее
количество часов, необходимых для освоения программы составляет 144 часа,
общее количество недель – 72.
Срок реализации Программы рассчитан на 2 года.
6

Реализация Программы
Уровень
обучения

Год
обучения

стартовый 2 года

Таблица 1
Количество Количество Объем
Возраст
учащихся в часов
в программы учащихся
группе
неделю
7 человек
2 часа
144 часов
5-7 лет

Уровень Программы – Стартовый.
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с
принципом последовательного и постепенного расширения теоретических
знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему
подготовки обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их
подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить
конкретные формы занятий.
Работа ведется с детьми, желающими рисовать и имеющими
индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи.
Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. Количество детей в
подгруппе – 5-7 человек. Программа реализуется в течение двух учебных лет.
Курс программы включает 144 занятия по темам.
Наполняемость в группе составляет 7 человек. Состав группы –
постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 2 часа в
неделю, 72 часа в год для каждого возраста.
1.2

Цель и задачи Программы

Цель развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет
средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие задачи:
1.
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
2.
Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и
жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
7

3.
Учить детей видеть и понимать красоту и гармонию в жизни и в
искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического
искусства;
4.
Подводить детей к созданию выразительного образа при
изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
5.
Формировать умение оценивать созданные изображения,
радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные
решения изображений.
6.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок,
иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства,
учить замечать сочетание цветов.
7.
Развивать творческие способности детей.
8.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности,
бережное отношение к произведениям искусства.
9.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки
сотрудничества.
Развивающие задачи:
1.
формировать желание экспериментировать, проявляя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания
нового;
2.
развивать художественный вкус, пространственное воображение,
творчество и фантазию, наблюдательность, ассоциативное мышление и
любознательность;
Воспитательные задачи:
1.
воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться
успеха собственным трудом, формировать эстетическое отношение к
окружающей действительности;
2.
воспитывать бережное отношение к материалу, инструментам.
1.3.

Воспитательный потенциал Программы

Цель воспитательной работы в творческом объединении – личностное
развитие обучающихся.
Основные задачи:
- формирование общероссийской гражданской идентичности, патриотизма;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- укрепление здоровья;
- профессиональное самоопределение и творческий труд детей;
- социальная защита, поддержка, реабилитация и адаптация к жизни в
обществе;
- социализация детей;
- работа с семьей;
- формирование общей культуры;
- организация содержательного досуга.
8

Для решения реальных проблем сообщества страны, учащиеся
привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся
принимают участие в муниципальных творческих конкурсах; всероссийских
творческих конкурсах; международных творческих конкурсах; выставках
детских рисунков, что способствует развитию личности ребёнка и мотивирует к
новым достижениям.
Подробный перечень мероприятий отражен в Плане воспитательной
работы творческого объединения на учебный период в Приложении 3.5.
В результате проведения воспитательной работы будет достигнут
высокий уровень сплоченности коллектива, повысится интерес к занятиям и
уровню личностных достижений обучающихся, повысится уровень активного
участия родителей в работе объединения.
1.4. Содержание Программы
Учебный план
Качество и продолжительность совместной деятельности соответствует
статьям 11.1 – СанПИН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в
дошкольных учреждениях.
Учебный план утверждается педагогическим
советом и приказом заведующего МБДОУ до начала учебного года. Все
изменения, вносимые в календарный график, утверждаются приказом
заведующего и доводятся до всех участников образовательного процесса.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным
планом,
календарным
графиком,
расписанием
занятий,
которые
разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

9

Дети 5-6 лет
№
Содержание
1. Вводное занятие. ТБ
2. Диагностика (входная,
промежуточная, итоговая)
3. Блок первый «Растения,
явления природы»

Таблица 2
Кол-во часов по каждой Форма
теме
аттестации
всего Теоретич Практич
еские
еские
занятия занятия
2
2
Опрос
4
1
3
Диагностика
1

3

11

14

4. Блок второй «Животные»

17

3

14

5. Блок третий «Человек»

6

1

5

6. Блок четвертый «Натюрморт»

4

1

3

7. Блок пятый «Декоративноприкладное искусство»

12

2

10

8. Блок пятый «Уроки
раскрепощения»

13

2

11

72

15

Итого:

Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение
Педагогичес
кое
наблюдение

10

57

Дети 6-7
№ Содержание
п/п

1.
2.
3.

Кол-во часов
по каждой теме

Вводное занятие. ТБ
Диагностика (входная,
промежуточная, итоговая)
Блок первый «Растения,
явления природы»

всего

Тео
Пр
ретическ актичес
ие
кие
занятия занятия
2
2
1
3
4
3

14

17

4.

Блок второй «Животные»

3

12

15

5.

Блок третий «Человек»

1

7

8

6.

Блок четвертый
«Натюрморт»

1

3

4

7.

Блок пятый «Графика.
Стилистический рисунок»

2

10

12

8.

Блок пятый «Уроки
раскрепощения»

2

8

10

15
30

57

72
144

Итого:
Общее количество часов
на два возраста:

114

Форма
аттестаци
и

Опрос
Диагностик
а
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Педагогиче
ское
наблюдени
е
Педагогиче
ское
наблюдени
е

Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу. Теория. Ознакомление с
работой изостудии, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми.
Проведение вводного инструктажа.
11

Формы занятия: Рассказ с элементами беседы, наблюдение, рисование на
свободную тему.
Форма контроля: беседа и викторина по правилам поведения в кабинете
Цель занятий изобразительной деятельности детей 5 - 6 лет:
1.
Расширение кругозора через обращение к произведениям русских
художников.
2.
Знакомство с новыми техниками рисования.
3.
Развитие навыков самостоятельного проектирования своей работы.
Задачи изобразительной деятельности детей 5 - 6 лет.
Основная задача - подготовить ребенка к пониманию того, что искусство
отражает окружающий мир, а художник изображает то, что вызвало его
интерес, удивление.
Предметное рисование:
 Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы
предметов,
объектов,
персонажей
сказок,
литературных
произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по
форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти
отличия в рисунках.
 Учить передавать положение предметов в пространстве на листе
бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по –
разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять
положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.).
Учить передавать движения фигур.
 Способствовать овладению композиционными умениями: учить
располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет
вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он
вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом,
располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы
рисования различными изобразительными материалами (цветные
карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина,
угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т.п.).
 Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым
карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем
закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий,
пачкающих рисунок.
 Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой
(прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного
цвета в другой).
 Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии –
всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки, прикладывать
кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие
пятнышки.
 Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми
цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно –
12

зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать
краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании
гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании
акварелью). При рисовании карандашом учить передавать
тональность цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном
исполнении дети могут, регулируя нажим, передавать до трех тонов.
Блоки.
1. Растения, явления природы.
Теория: Изображение растительного мира, явлений природы.
Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и
представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче
красоты.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за растениями и
явлениями природы, умения анализировать, сравнивать, обобщать и
передавать их типичные черты.
(Темы: «Море на закате», «Грибочки», «Цветы», «Костер», «Осенний
ветер», «Звезды», «Танец елок», «Наряд для зимушки – Зимы», «Тени в
лесу», «Цветы весенние», «В космосе», «Ландыши», «Цветущее дерево»)
Задачи:
 Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах
его изображения.
 Сформировать представление об изменении внешнего вида в различное
время года, научить отражать эти изменения в предметах и сюжетных
рисунках.
 Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять
приемы вертикального мазка.
 Учить передавать существенные различия в величине предметов.
 Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки
одного цвета.
 Формировать первоначальные представления о колорите ясного и
пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.
2. Животные.
Теория: Изображения животного мира.
Обучающий компонент. Формировать умения замечать характерные
особенности разных животных и отражать их в рисунке.
Воспитывающий
компонент.
Развитие
наблюдательности
за
животными, умения анализировать, сравнивать, обобщать и передавать
их типичные черты.
(Темы: «Яркие птицы», «Ежик», «Чайка на фоне моря», «Птичка на
ветке рябины», «Волк и лиса», «Лось», «Зебра», «Мышонок», «Снежные
13








лебеди», «Синички», «Мишка», «Зайка», «Слоненок», «Пчела»,
«Бабочка», «Аист», «Зеленая лягушка».)
Задачи:
Учить придавать образам животных выразительность через изображение
несложных движений и их позу.
Научить детей характерно изображать шерсть, оперение следующими
приемами: штрихами разного характера, разным нажимом, растушевкой,
жесткой кистью.
Развивать посредством осязания ощущение формы.
Научить воплощаться в образ формы.
Формировать навык модульного рисования при передаче образа
животных, птиц.
Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их
представления о животных и сказочных персонажах

3. Человек.
Теория: Изображения фигуры человека.
Обучающий компонент. Формировать представления о модульном
изображении человека, портрета.
Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности, умения
анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
(Темы: «Городской парк», «Автобус», «Пешеходы», «Дед Мороз»,
«Снегурочка», «Клоун», «Масленица»)
Задачи:
 Дать представления о модульном изображении человека
 Научить изображать человека в длинной одежде.
 Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
 Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
 Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
4. Натюрморт.
Теория: Знание основных законов композиции, выбор главного
композиционного центра.
Обучающий компонент. Формировать представления о правильной
композиции, учить верно располагать рисунок на листе.
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций,
конструктивного строения, объёма, пространственного положения,
освещённости, цвета предметов.
(Темы: «Дары осени», «Новогодний натюрморт», «Пасхальный
натюрморт», «Яркий натюрморт»)
Задачи:
 Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной
формы и изображать их в рисунках.
14

 Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для
изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и
предметов.
 Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и
красками в одном направлении.
5. Декоративно-прикладное искусство.
 Теория: Познакомить детей с некоторыми изделиями декоративноприкладного искусства (дымковская, филимоновская игрушка),
понятием «элемент узора». Учить замечать сочетания цветов,
расположение элементов узора.
Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего
мира.
Задачи:
 Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы,
чередование, соблюдение ритма.
 Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования
цвета
и
симметричного
расположения
элементов
узора,
самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в
зависимости от цвета изделия.
Темы: «Дома у дороги», «Чудо-дерево», «Воздушный шар»,
«Украшение из снежинок», «Подарок папе», «Подарок маме»,
«народная игрушка», «Жар-птица», «Матрешка», «Золотые купола»,
«Жучок», «Одуванчики».
6. Уроки раскрепощения.
Теория: На занятиях по раскрепощению, даются понятия: средства
выразительности композиции (контраст, композиционный центр,
статика и динамика, основы цветоведения, масштаб, формат,
нюанс); основные правила изображения пейзажа и архитектуры
(перспектива,
многоплановость,
пропорции).
Цветовая
характеристика предметов и их связь с окружающей средой (касание
предметов с фоном). Обратить внимание на передачу пространства.
Задачи:
 Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение,
целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона,
линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
 Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных,
явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий,
пятен на лист.
 Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках,
рисунках.
 Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем
решении,
освободиться
от
негативного
воздействия
15

информационной среды, «перестроить на игровом уровне»
болезненное состояние духа.
(Темы: «Цветная радуга», «Белоснежные стволы», «Разноцветные
кошки», «Маска», «На окошке», «Рыбы в пруду», «Вертолет»,
«Танк», «Дружные ребята», «Зонтик», «Солнечные лучики», «рыбакит», «Сирень».
Цель занятий изобразительной деятельности детей 6 -7 лет:
1.
Усложнение
композиций
детских
рисунков,
создание
многофигурных повествовательных иллюстративных работ.
2.
Освоение новых видов изображения: граттаж, витраж, мозаика.
Задачи изобразительной деятельности детей 6-7 лет.
Предметное рисование:
 Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке
образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных
произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по
форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать
эти отличия в рисунках.
 Учить передавать положение предметов в пространстве на листе
бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по –
разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять
положение: живые существа могут двигаться, менять позы и т.д.).
Учить передавать движения фигур.
 Способствовать овладению композиционными умениями: учить
располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если
предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали;
если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но
длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять
способы и приемы рисования различными изобразительными
материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные
мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры,
разнообразные кисти и т.п.).
 Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым
карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем
закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий,
пачкающих рисунок.
 Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой
(прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного
цвета в другой).
 Учить детей рисовать кистью разными способами: широкие линии
– всем ворсом, тонкие – концом кисти; наносить мазки,
прикладывать кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти
мелкие пятнышки.
16

 Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми
цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно –
зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать
краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании
гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при
рисовании акварелью). При рисовании карандашом учить
передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В
карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим,
передавать до трех оттенков.

1.







Блоки:
Растения, явления природы.
Теория: Усложнение изображений растительного мира и явлений
природы.
Обучающий компонент: Сформировать представление об изменении
внешнего вида в различное время года, научить отражать эти изменения в
предметах и сюжетных рисунках.
Продолжаем совершенствовать навыки грамотного отображения
пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного
положения, освещённости, цвета.
(Темы: «Подсолнухи», «Тыковка», «Дуб», «Осенний лес», «Розы»,
«Зимний лес», «Елочка», «Еловая ветка», «Снежный город», «Снеговик»,
«Весна», «Ваза с тюльпанами», «Анютины глазки», «Кувшинки», «Ветка
яблони», «Клубника», «Сад весны».
Задачи:
Сформировать у детей обобщенное представление о дереве и способах
его изображения.
Формировать навыки рисования концом кисти тонких линий, закреплять
приемы вертикального мазка.
Учить передавать существенные различия в величине предметов.
Формировать умения различать близкие цвета, светлые и темные оттенки
одного цвета
Формировать первоначальные представления о колорите ясного и
пасмурного осеннего, зимнего и весеннего дня.

2. Животные.
Теория: Изображения животного мира.
Обучающий компонент. Научить детей характерно изображать шерсть,
оперение следующими приемами: штрихами разного характера, разным
нажимом, растушевкой, жесткой кистью.
Воспитывающий компонент. Продолжать развивать наблюдательность
за животными, умения анализировать, сравнивать, обобщать и
передавать их типичные черты.
17








(Темы: «Сова», «Белка», «Сорока», «Лев», «Дятел», «Кошка на окошке»,
«Пингвиненок», «Морж», «Синички на веточке», «Крокодил», «Кошка и
собака», «На крыше», «Зайчик», «Попугай», «Ласточка»)
Задачи:
Формировать умения замечать характерные особенности разных
животных и отражать их в рисунке.
Учить придавать образам животных выразительность через изображение
несложных движений и их позу.
Развивать посредством осязания ощущение формы.
Научить воплощаться в образ формы.
Формировать навык модульного рисования при передаче образа
животных, птиц.
Оказывать влияние на содержание рисунков детей и на их представления
о животных и сказочных персонажах.

3. Человек.
4. Теория: Изображения фигуры человека.
5. Обучающий компонент. Формировать представления о модульном
изображении человека, портрета.
6. Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности, умения
анализировать, сравнивать, обобщать и передавать типичные черты.
(Тема: «Портрет Осени», «Девочка и осень», «Прогулка», «Рыбак», «Дед
Мороз», «Рождественский ангел», «Портрет мальчика», «Портрет
девочки»)
Задачи:
 Дать представления о модульном изображении человека
 Научить изображать человека в длинной одежде.
 Учить передавать различия в величине взрослого и ребенка.
 Формировать умения передавать в рисунке несложные движения.
 Учить передавать в рисунке особенности одежды, ее украшение.
7. Натюрморт.
Теория: Знание основных законов композиции, выбор главного
композиционного центра.
Обучающий компонент. Формировать представления о правильной
композиции, учить верно располагать рисунок на листе.
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций,
конструктивного строения, объёма, пространственного положения,
освещённости, цвета предметов.
Задачи:
 Учить различать предметы прямоугольной, треугольной и квадратной
формы и изображать их в рисунках.
18

 Помочь детям освоить в рисовании формообразующие движения для
изображения прямоугольных, треугольных и квадратных объектов и
предметов.
 Закреплять навыки закрашивания изображений карандашами и красками
в одном направлении.
8. Графика. Стилистический рисунок.
Теория: Познакомить детей с некоторыми видами стилистического
рисунка. Учить замечать сочетания цветов, расположение элементов
узора.
Обучающий компонент. Формировать у детей понятие об
особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма.
(Темы: «Листья», «Самовар», «Новогоднее окно», «Кокошник
Снегурочки», «Рукавички», «Шапочка», «Коврик», «Колокольчик»,
«Моряк», «Птички», «Космическое путешествие», «Воздушный
змей»).
Задачи:
 Учить нарядно украшать предметы посредством ритма, чередования
цвета и симметричного расположения элементов узора,
самостоятельно выбирать варианты узора и цвет элементов в
зависимости от цвета изделия.
9. Уроки раскрепощения.
Теория: На занятиях по раскрепощению, даются понятия: средства
выразительности композиции (контраст, композиционный центр,
статика и динамика, основы цветоведения, масштаб, формат, нюанс);
основные правила изображения пейзажа и архитектуры (перспектива,
многоплановость, пропорции). Цветовая характеристика предметов и
их связь с окружающей средой (касание предметов с фоном).
Обратить внимание на передачу пространства.
(Темы: «Дома у дороги», «Нарисую осень», «Деревенька», «Санки с
подарками», «Замок», «Сердечко», «Веер», «Курочка с цыплятами»,
«В зелёной траве», «Стрекоза».)
Задачи:
 Развивать абстрактно-образное мышление, творческое воображение,
целостное и структурное восприятие: выделять предмет из фона,
линий; видеть образ в пятне, абстрактном рисунке.
 Учить передавать свое настроение, характер и настроение животных,
явлений природы в эмоциональном характерном настроении линий,
пятен на лист.
 Учить воспринимать звуки музыки и выражать их в красках,
рисунках.
 Помочь желающим научиться рисовать и утвердиться в своем
решении,
освободиться
от
негативного
воздействия
19

информационной среды, «перестроить
болезненное состояние духа.

на

игровом

уровне»

1.5. Планируемые результаты
Ожидаемые
результаты соотнесены с задачами
и
содержанием
программы. К концу года, обучающиеся будут:
Обучающие:
1. Обучены приемам нетрадиционной техники рисования и способам
изображения с использованием различных материалов.
2. Ознакомлены с изобразительным искусством разных видов и
жанров, обучены пониманию выразительным средствам искусства.
3.
Обучены видеть и понимать красоту и гармонию в жизни и в
искусстве, радоваться красоте природы;
4.
Подведены к созданию выразительного образа при изображении
предметов и явлений окружающей деятельности.
5.
Уметь оценивать созданные изображения, радоваться достигнутому
результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
6.
Эмоционально отзывчивы при восприятии картинок,
иллюстраций.
7.
Развиты творческие способности детей.
8.
Воспитан интерес к изобразительной деятельности, бережное
отношение к произведениям искусства.
9.
Воспитана культура деятельности, сформированы навыки
сотрудничества.
Развивающие:
1.
Сформировано желание экспериментировать, проявляя яркие
познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от
узнавания нового;
2.
развит художественный вкус, пространственное воображение,
творчество и фантазию, наблюдательность, ассоциативное
мышление и любознательность;
Воспитательные:
1.
Воспитана аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом, формировать эстетическое отношение к
окружающей действительности;
2.
Воспитано бережное отношение к материалу, инструментам

20

2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
 начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –31 мая;
 начало учебных занятий не ранее 15.10 час, окончание – не позднее
18.00 час;
 продолжительность учебного года 36 недель;
 объем программы 72 часа в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.
При составлении Календарного графика учитывались праздничные и
выходные дни отдыха, связанные с Государственными праздниками
Российской Федерации и Республики Крым.
Праздничные и выходные дни отдыха, связанные
с Государственными праздниками Российской Федерации
Дополнительные
выходные

Праздничные дни
1 - 7 января

Наименование праздника
Новогодние каникулы
Рождество Христово

23 февраля

День защитника Отечества

24 февраля

8 марта

Международный женский день

10 марта

1 мая

Праздник Весны и Труда

2мая

9 мая

День Победы

10 мая

12 июня

День России

13 июня

4 ноября

День народного единства
Дополнительные праздничные дни в Крыму

Праздничные дни
Наименование праздника
18 марта
День воссоединения Крыма с Россией

Дополнительные
выходные

30 марта

Ураза-байрам

31 марта

20 апреля

Пасха

21 апреля

6 июня

Курбан-байрам

8 июня

День Святой Троицы
21

9 июня

Таблица 4
Календарный учебный график (5-6лет)
месяц

сентябр
ь

Недели
1 2 3
обучения
Кол-во
4 4 4
часов

октябрь

ноябрь

4 5

6

7

8

4 4

4

4

4

1 1
0 1
4 4 4
9

1
2
4

янва
рь
1 1 1 1 1 1 1 2
3 4 5 6 7 8 9 0
4 4 4 4 4 4 4 4
декабрь

Аттестац
Входная
ия/
диагнос
Формы
тика
контроля

Промеж
уточная

Всего
часов
144
Всего на группу 72 часа в год

22

февраль

март

апрель

2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2
4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4

май
3
3 3
34
3
5 6
4 4 4 4
Итоговая
диагност
ика,
аттестац
ия

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих
материалов и оборудования:

Кабинет дополнительного образования (S=26,07м2)

Акварельные краски, гуашь;

Простые карандаши, ластик;

Печатки из различных материалов;

Наборы разнофактурной бумаги;

Восковые и масляные мелки, свеча;

Ватные палочки;

Поролоновые печатки, губки;

Коктейльные трубочки;

Шпажки или старые стержни для процарапывания;

Матерчатые салфетки;

Стаканы для воды;

Кисти.

Место для выставки детских работ

Парта детская-5 шт, стул детский -10 шт, мольберты – 9 шт.

Дидактический материал в соответствии с темами занятий.

Различные игрушки

Наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
Информационное обеспечение.
1. Российский общеобразовательный портал, единое окно доступа к
образовательным ресурсам. URL:http://window.edu.ru
2. Единый каталог образовательных услуг. URL: https://infourok.ru/
3. ЕдиныйУрок.рф — интернет-портал для проведения Единых уроков и
образовательных мероприятий, рекомендованных Министерством
просвещения Российской Федерации. URL: https://www.xn-d1abkefqip0a2f.xn--p1ai
4. . МультиУрок – образовательная площадка. URL:https://multiurok.ru/
5. Образовательная социальная сеть URL: http://nsportal.ru
6. Мастер-класс по правополушарному рисованию для детей https://xn-80aje0aeeii.xn--p1ai/news/master-klass-po-pravopolusharnomu-risovaniyu-dlyadetey/
Кадровое обеспечение.
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
соответствующий
нормам
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденных Приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
23

Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение
некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Методы, используемые при реализации программы: занятия с детьми
осуществляются на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести
теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т.е.
возврата к ранее пройденному материалу, игры, как основного вида
деятельности дошкольника.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной
методики обучения изобразительному искусству: развитие ассоциативного
мышления; формирование эстетически развитой личности, развитие
физиологических навыков и корректирующая психологические особенности
личности.
Материально – техническое обеспечение: ноутбук, кисти, краски акварельные,
краски гуашевые, стаканчики для воды, простые карандаши, ластик; печатки из
различных материалов; наборы разнофактурной бумаги; восковые и масляные
мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые губки; коктейльные трубочки;
шпажки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки;
стаканы для воды; подставки под кисти; кисти. Место для выставки детских
работ парта детская, стул детский, мольберты, дидактический материал в
соответствии с темами занятий.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- практические методы.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и
воспроизводят готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты, поощрительные наклейки);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- выставки, конкурсы;
- беседа и др.
Используемые педагогические технологии:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
 приветствие, проверка присутствия обучающихся;
 объявление темы и цели занятия;
24









повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
повторение пройденного материала;
объяснение нового материала;
опрос по усвоению нового материала;
практическая работа;
подведение итогов занятия;
уборка рабочих мест.

Используемые педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с
индивидуальным подходом.
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся
самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью
умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям, к
самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности
обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят
готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки практических заданий.
Дидактические материалы: инструкции по ТБ.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в
течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде мониторинга, где
изучаются отношения обучающегося к выбранной деятельности, его
способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия,
выставки.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, мониторинг.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
25

Успешной реализации Программы должны способствовать различные
виды групповой и индивидуальной работы: открытые занятия, участие в
конкурсах, выставки.
2.4. Список литературы
Литература для педагогов:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:
Союз, 2015.
2. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
Планирование, конспекты, методические рекомендации, И.А. Лыкова, М,
2016
3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Халезова Н.Б. Методика обучения
изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие –
Москва: Просвещение, 2016 г.
4. Пожарская А.В. Изобразительное искусство. – Волгоград: изд. «Учитель»,
2017 г
5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное
пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,
2013.
6. Цвет творчества, Парциальная программа художественно – эстетического
развития дошкольников Н. В. Дубровская, СПб, 2019
Литература для детей и родителей:
Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного
образования «Акварелька» в ДОУ имеется:
1 Ботанические портреты, Практическое руководство по рисованию, пер. с
англ. Л.И. Степановой, М., 2019
2 Виктор Михайлович Васнецов, Е. Орлова, М., 2017
3 Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет.
Для работы с детьми 4-9 лет, Е. В. Краснушкин, М., 2014
4 И. К. Айвазовский, Е. Орлова, М., 2017
5 И.И. Левитан, Е. Орлова, М., 2017
6 И.И. Шишкин, Е. Орлова, М., 2017
7 Композиция и перспектива пер. с англ. Л.И. Степановой, М., 2019
8 Нарисуй Венецию акварелью, Джо Фрэнсис Доуден, пер. с англ. Е. Зуевская,
М., 2018
9 Основы рисования, пер. с англ. Л.И. Степановой, М., 2019
10Простые уроки рисования для начинающих, Мазовецкая В. В., СПБ, 2019
11Полное руководство по рисованию, пер с англ. И. Тимонин, Б, 2009
12Рисуем голову и фигуру человека. Альбом для скетчинга, пер. с англ. Л.И.
Степановой, М., 2018
13Рисуем по точкам, В.А. Белых, Р, 2017
14Рисуем по клеточкам , В.А. Белых, Р, 2017
15Рисуем животных, П. Грей, пер. с англ. Т. Платоновой, М., 2016
16Рисуем все! Экспресс курс, Клаудиа Найс, пер. с англ. Л.И. Степановой, М.,
2016
26

17Рисуем портреты, Б. Баррингтон, пер. с англ. Т. Л. Платоновой, М. 2018
18Рисуем карандашом портреты, натюрморты, пейзажи пер. с англ. Л.И.
Степановой, М., 2019
19Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные, В.П. Пенова, Б, 2008
20Самоучитель по рисованию акварелью, Ольга Шматова, М, 2016
21Самоучитель по рисованию цветными карандашами, Ольга Шматова, М,
2017
22Секреты художественного мастерства: пособие для детей 5-7 лет, Е.А.
Лутцева, М., 2018
23Синие цветы гжели, Н. Сурьянинова, М. 1987
24Уроки творчества. Рисуем. Для детей 6-7 лет, Дарья Гончарова, М, 2013
25Учимся рисовать гуашью, пер. с англ. Л. И. Степановой, М, 2018
26Учимся рисовать фрукты, М., 2016
27Учимся рисовать тело человека, М., 2016
28Учимся рисовать домашние животные, М., 2016
29Учимся рисовать овощи, М., 2016
30Учимся рисовать птицы, М., 2016
31Учимся рисовать портрет, М., 2016
32Учитесь рисовать, Л.П. Стебловская, К. 1976
33Школа рисования. Перспектива, М. Берджин, СПБ, 2019

27

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы (Приложение1)
Для изучения полученных детьми знаний, умений и навыков проводится
мониторинг развития творческих способностей.
Способ проверки результатов работы: мониторинг усвоения детьми программы
(вводный – сентябрь; итоговый – май); занятие, выставка работ
Критерии оценки
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ребенок точно передает При передаче формы
Искажения
есть незначительные
форму изображаемого;
значительные, форма
не удалась;
При построении, все искажения;
части
предмета При построении
Части
предмета
предмета
есть
расположены неверно;
находятся на своих
незначительные
местах;
Пропорции предмета
искажения;
переданы неверно;
Соблюдаются
Пропорции
предмета
пропорции предмета;
Композиция
не
переданы
с
Предметы
удачно
продумана,
носит
незначительными
случайный характер;
скомпонованы
по
искажениями;
отношению
к
друг
Изображение
другу, найдено верное Изображение
статичное;
расположение на листе расположено на полосе
Безразличие к цвету,
относительно
краев листа;
изображение
Движение
передано
листа;
выполнено в одном
неопределённо,
неумело;
Передача
движения
цвете (или случайно
Преобладание
достаточно четкая
взятыми цветами).
нескольких
цветов
или
Многоцветная
или
Цвет передан неверно.
ограниченная гамма – оттенков в большей
цветовое
решение степени случайно.
соответствует замыслу и
характеристики
изображаемого.
Передача
реального
цвета

3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспечения
образовательного процесса (Приложение 2):
планы- конспекты занятий.
3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
3.4. Лист корректировки (Приложение 4)
3.5. План воспитательной работы (Приложение 5)
28

Приложение 1
Мониторинг. Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю. (сентябрь/январь/май) является ПРИЛОЖЕНИЕМ №1 к данной программе
Дети 5-6
№

Ф.И ребенка

Пере-дача формы

сетябрь

май

Строение
предмета
сентяб
рь

май

Передача
пропорции
предмета
сентя
брь

май

Композици
я
сен
тяб
рь

май

Передача
движения

сентяб
рь

Общее
кол-во
баллов

май

1
2
3
4
5
6
7

Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май)

29

Приложение 1
Мониторинг. Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю. (сентябрь/январь/май) является ПРИЛОЖЕНИЕМ №1 к данной программе
Дети 6-7 лет
№

Ф.И ребенка

Передача
формы

Строение
предмета

Передача
пропорции
предмета

Композици
я

Передача
движения

Цвет

Аккуратн
ость

Общее
кол-во
баллов

1
2
3
4
5
6
7
Итого
баллов
по критериям

Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая (май)

30

Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида №53 «Звоночек»
Протокол №
от « »

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида №53 «Звоночек»
__________ Талалаева И.Л.
Приказ №
« »
г.

г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
объединения «Акварелька» 20 /20 учебного года МБДОУ №53 г. Керчи РК «Звоночек»
Группа /инд. Занятия, расписание:

Педагог:
Количество часов в неделю - 2ч ; на год – 72ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Акварелька»
Тематическое планирование составил(а)
____________________ /____________________

31

Название объединения « Акварелька»
№
Название темы занятий
п\п

Дети

1.

Набор детей в группу

5-6 лет
Количество Дата по расписанию
Форма
Примечание
часов
аттестации или (корректировка)
контроля
По плану
По факту
1

2.

Набор детей в группу

1

3.

Диагностика

1

4.

«Цветная радуга»

1

5.

«Море на закате»

1

6.

«Яркие птицы»

1

7.

«Дома у дороги »

1

8.

«Грибочки»

1

9.

«Чудо-дерево»

1

10.

«Цветы»

1

11.

«Костер»

1

12.

«Ежик»

1

13.

«Воздушный шар»

1

14.

«Дары осени»

1
32

15.

«Городской парк»

1

16.

«Белоснежные стволы»

1

17.

«Чайка на фоне моря»

1

18.

«Птички на ветке рябины»

1

19.

«Разноцветные кошки»

1

20.

«Осенний ветер»

1

21.

«Волк и лиса»

1

22.

«Лось»

1

23.

«Автобус»

1

24.

«Пешеходы»

1

25.

«Звезды»

1

26.

«Новогодний натюрморт»

1

27.

«Дед Мороз»

1

28.

«Танец елок»

1

29.

«Наряд для зимушки -Зимы»

1

30.

«Украшение из снежинок»

1

31.

«Тени в лесу»

1

32.

«Маска»

1
33

33.

Диагностика

1

34.

«Снегурочка»

1

35.

«Зебра»

1

36.

«Мышонок»

1

37.

«Снежные лебеди»

1

38.

«Синички»

1

39.

«На катке»

1

40.

«Рыбы в пруду»

1

41.

«Клоун»

1

42.

«Мишка»

1

43.

«Масленица»»

1

44.

«Подарок папе»

1

45.

«Вертолет»

1

46.

«Танк»

1

47.

«Зайка»

1

48.

«Подарок для мамы»

1

49.

«Народная игрушка»

1

50.

«Жар-птица»

1
34

51.

«Дружные ребята»

1

52.

«Слоненок»

1

53.

«Цветы весенние»

1

54.

«Матрешка»

1

55.

«Пчела»

1

56.

«Зонтик»

1

57.

«Солнечные лучики»

1

58.

«В космосе»

1

59.

«Пасхальный натюрморт»

1

60.

«Золотые купола»

1

61.

«Бабочка»

1

62.

«Аист»

1

63.

«Рыба-кит»

1

64.

«Яркий натюрморт»

1

65.

«Зеленая лягушка»

1

66.

«Сирень»

1

67.

«Ландыши»

1

68.

«Жучок»

1
35

69.

«Балерина»

1

70.

«Цветущее дерево»

1

71.

«Одуванчики»

1

72.

Диагностика

1

36

Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

Заместитель директора по УВР

________________

_______________Максимова В.А.

«___»_______ 202__ г.

«__» _________ 202____ г.

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ г. Керчи РК
«Детский сад комбинированного
вида №53 «Звоночек»
__________ Талалаева И.Л.
Приказ №
« »
г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
объединения «Акварелька» 2023 /2024 учебного года МБДОУ №53 г. Керчи РК «Звоночек»
Группа /инд. Занятия, расписание:
Педагог:
Количество часов в неделю - 2 ч /на год – 72ч
Планирование составлено на основе программы:
Дополнительная образовательная программа творческого объединения «Акварелька»
Тематическое планирование составил(а)
____________________ /___________________
37

Название объединения « Акварелька»
№
Название темы занятий
п\п
1. Набор детей в группу

Коли- Дата по расписанию
чество
часов По плану
1

2. Набор детей в группу

1

3. Диагностика

1

4. «Листья»

1

5. «Самовар»

1

6. «Сова»

1

7. «Портрет Осени»

1

8. «Декоративный натюрморт»

1

9. « Белка»

1

10. «Подсолнухи»

1

11. «Тыковка»

1

12. «Дома»

1

13. «Дуб»

1

14. «Девочка и осень»

1

15. «Осенний лес»

1

16. «Сорока»

1
38

Дети
5-6 лет
Примечание
(корректировка)
По факту

17. «Лев»

1

18. «Дятел»

1

19. «Розы»

1

20. «Нарисую осень»

1

21. «Прогулка»(чел.фигура)

1

22. «Чашки» (натюрморт)

1

23. «Рыбак»

1

24. «Деревенька»

1

25. «Новогоднее окно»

1

26. «Зимний лес»

1

27. «Кокошник Снегурочки»

1

28. «Санки с подарками»

1

29. «Елочка»

1

30. «Еловая ветка»

1

31. «Дед Мороз»

1

32. «Замок»

1

33. Диагностика

1

34. «Рукавички»

1
39

35. «Рождественский ангел»

1

36. «Кошка на окошке»

1

37. «Снежный город»

1

38. «Пингвиненок»

1

39. «Шапочка»

1

40. «Портрет мальчика»

1

41. «Коврик»

1

42. «Колокольчик» (декоративно-прикладное)

1

43. «Сердечко»

1

44. «Морж»

1

45. «Синички на веточке»

1

46. «Моряк»(графика)

1

47. «Крокодил»

1

48. «Снеговик»

1

49. «Кошка и собака»

1

50. «Птички»

1

51. «Весна»

1

52. «На крыше»

1
40

53. «Веер»

1

54. «Портрет девочки»

1

55. «Ваза с тюльпанами»

1

56. «Трактор»

1

57. «Космическое путешествие»

1

58. «Зайчик»

1

59. «Арбуз»

1

60. «Анютины глазки»

1

61. «Кувшинки»

1

62. «Попугайчик»

1

63. «Леденец»

1

64. «Курочка с цыплятами»

1

65. «Ветка яблони»

1

66. «Клубника»

1

67. «В зеленой траве»

1

68. «Ласточки»

1

69. «Сад весны»

1

70. «Воздушный змей»

1
41

71. «Стрекоза»

1

72. Диагностика

1

42

Приложение 3

Сценарий открытого занятия или мероприятия

План-конспект занятия
(6-7лет)
Тема: «Розы»
Цели и задачи:
I.
Обучающие
1. Учить акцентировать внимание на натуре стараясь максимально
передать образ цветка. Получение оттенков зеленого, меняя
количественный состав желтого и синего.
II. Развивающие
1. Развивать самостоятельное творчество детей, чувство
композиции, мелкую моторику рук. Развивать воображение
и ассоциативное мышление.
2. Развивать зрительную координацию, концентрацию, мелкую
моторику, воображение, фантазию, творческие способности
учащихся;
III. Воспитательные
1. Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность,
внимание к чужому творчеству.
Оборудование занятия:
Дидактический материал для педагога:
1. спокойная музыка для фона.
2. https://izokurs.ru/blog/rozy-v-zhivopisi/ - материал по теме «Роза в
живописи»
3. http://29sp.detkin-club.ru/groups/166630 - физминутка
I.

II. Дидактический материал для воспитанников:

1. Репродукции картин «Розы в живописи» (скаченные файлы и
демонстрационный материал)
III. Материально техническое оснащение занятия:
1. Планшеты;
2. Краски гуашь;
3. Лист А4 акварельной бумаги (нанесен фон);
4. Стаканчики для воды;
5. Кисти;
6. Тряпочки.

43

Этапы и задачи занятия (план занятия)
Этапы и задачи занятия Деятельность
педагога
Проведение
Этап I.
мин
Организационный момент:
и- тренинга.
знакомство с группой и
эмоциональнопсихологиче
ский настрой детей.
Этап II.
Введение в тему
занятия:
систематизация и
обобщение знаний детей.

Этап III.
Объяснение темы
занятия: объяснение,
рассказ педагога.
Этап IV.
Практическая
работа:
практическая
деятельность детей.

Этап V. Физ. минутка:
рефлексия.

Деятельнос
ть детей
Выполнение
несложных
заданий,
предложенных
педагогом.

Время
15.4515.47

Создание
проблемной
ситуации, которую
дети решают
вместе с
педагогом;
рассказ,
демонстрация
материала,
образцов.
Рассказ, беседа о
новом материале
занятия

Знакомство
с
материалом
и
различными
изделиями; ответы на
вопросы, игра.

15.4715.50

Восприятие и
анализ нового
материала.

15.5015.55

Показ
приемов
практической
работы;
выявлен
ие
первоначальн
ых навыков у
детей.

- Повторение за
педагогом
приемов
практической
работы; самостоятельный
выбор и
выполнение
приемов
практической
работы.
Повтор и
выполнение
упражнений.

15.5516.00

-

-

Повтор и
выполнение
упражнений.
Пальчиковые игры

44

16.0016.02

Этап VI.
Практическая
работа:
практическая
деятельность детей.

Этап VII.
Подведение итогов.

Этап VIII.
Организационный конец

Показ
приемов
практической
работы;
выявлен
ие
первоначальн
ых навыков у
детей.

- Повторение за
педагогом
приемов
практической
работы; самостоятельный
выбор и
выполнение
приемов
практической
работы.
Предложение Ответы на
педагогом
вопросы;
рассмотреть
выполненные
высказывание
детей о
работы;
своем
выявление
отношении
к
степени
проведенно
удовлетворенно
му занятию.
сти детей
занятием.
-

Контроль и
проверка
выполненных
работ.

Уборка
рабочего
места

16.0216.10

16.1016.12

16.15

30 мин.
Всего:

45

Конспект занятия

П
(педаго
г)

Ход занятия
(слова, действия педагога и
воспитанников)

Время

I этап. Организационный момент
Рассаживаемся каждый за свое рабочее место.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжаем учится
получать зеленый цвет и его оттенки на базе
основных цветов. Напомните каких?
А рисовать будем Розы.
II этап. Введение в тему занятия
- Роза - эта прекрасная огненная чаша, которая
расцвела на бесчисленных живописных картинах
маслом, привлекает внимание своей колкой красотой.
Общая склонность к естеству, внимание к живой
природе сказалась на частом появлении розовых цветов
на картинах прерафаэлитов (Джон Уильям Уотерхаус
«Срывайте розы поскорей», 1908; «Моя сладкая роза
(Душа розы)», 1908). На картине Уотерхауса «Психея,
проникающая в сад Купидона» (1904) мы видим только
девушку, держащую в руке розу. Она входит в сад,
наполненный цветущими кустами, что в этом такого?
Зная, что роза в живописи часто выступает как символ
любви, мы понимаем, что путь, усеянный именно
этими цветами, ведет к любимому. А зная этот
мифологический сюжет мы добавляем к разгадке то,
что сам возлюбленный и есть воплощение любви. Все
же не всегда цветы розы в живописи так многозначны.
Иногда красивый бутон - это только то, что мы видим.
Таковы розы в пейзажах и натюрмортах
импрессионистов (Э. Мане «Сирень и розы», 1882; К.
А. Коровин «Розы», 1912; П. И. Петровичев
«Натюрморт. Розы», 1920). Художники этого
направления не стремились усложнить свои картины,
они просто ловили красоту мира вокруг. Не всегда
даже можно точно определить, розы ли в живописи
маслом перед нами (К. Моне «Мадам Моне с ребенком
в саду художника в Аржантее», 1875). В итоге мы
получаем совсем другое впечатление от растений - как
от части целого, части большого букета или

2 мин.

Д
(дети)
П:

П:

46

3 мин.

наполненного светом цветочного сада. Это
изображение отсылает только само к себе, к
быстротечной красоте нежного цветка. Хотя и этого,
кажется, достаточно.

47

III этап. Объяснение темы занятия
П:

5 мин.

-Давайте и мы сегодня попробуем нарисовать розы, но
для начала, нужно нарисовать красивую зелень, которая
и будет служить нам фоном для наших цветов.
IV этап. Практическая работа

П:

П:

П:

П:
Д:
П:

П:

5 мин.

У вас уже есть первый слой листьев, какой зеленый
изображен, светлый или темный? Давайте попробуем
поиграть с красками и получить другие оттенки
зелёного, так же, в уже получившийся оттенок зеленого
мы можем добавить черного, либо белого, тем самым
высветляя или затемняя цвет.
V этап. Физ. минутка Ваши пальчики устали?! Да!
Давайте оставим свои работы и поиграем.
Физминутка" Цветы"
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо,
влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
VI этап. Практическая работа
Отдохнули? А теперь присаживаемся и доделываем
свою работу. Приступаем к самим розам: берем красный
цвет, на зеленом фоне изображаем пятно и ватной
палочкой(в белой краске) круговыми движениями,
начинаем смешивать цвета.
VII этап. Подведение итогов
- Вам понравилось наше занятие?
- Да (предположительно)
Давайте повесим наши работы на доску и посмотрим
что у нас получилось.

VIII этап. Организационный конец
Убираем рабочее место

8 мин.

2 мин.

3 мин.

Всего:

48

2 мин.

30
мин.

Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«__________»
№

Причина корректировки

49

Дата

Согласова
ние с зам по УВР
(подпись)

Приложение 5
3.5. План воспитательной работы
(5-6лет)
Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

№
занятия

Тема занятия

3
4
5
6

«Волна»
«Цветная радуга»
«Море на закате»
«Яркие птицы»

Кол-во
заняти
й
1
1
1
1

7

«Дома у дороги »

1

8

«Грибочки»

1

9
10
11

«Чудо-дерево»
«Цветы»
«Костер»

1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

«Ежик»
«Воздушный шар»
«Дары осени»
«Городской парк»
«Белоснежные стволы»
«Чайка на фоне моря»
«Птички на ветке рябины»
«Разноцветные кошки»
«Осенний ветер»
«Волк и лиса»
«Лось»
«Автобус»
«Пешеходы»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26

«Звезды»
«Новогодний натюрморт»

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

«Дед Мороз»
«Танец елок»
«Наряд для зимушки -Зимы»
«Украшение из снежинок»
«Тени в лесу»
«Маска»
Диагностика
Снегурочка
«Зебра»
«Мышонок»
«Снежные лебеди»
«Синички»
«На катке»

1
1
1
1
1
1

50

1

1
1
1
1
1

Февраль

Март

Апрель

Май

40
41

«Рыбы в пруду»
«Клоун»

1
1

42
43
44
45
46
47

«Мишка»
«Масленица»»
«Подарок папе»
«Вертолет»
«Танк»
«Зайка»

1
1
1
1
1
1

48
49

«Подарок для мамы»
«Народная игрушка»

1
1

50
51

«Жар-птица»
«Дружные ребята»

1
1

52

«Слоненок»

1

53
54

«Цветы весенние»
«Матрешка»

1
1

55
56

«Пчела»
«Зонтик»

1
1

57
58

«Солнечные лучики»
«В космосе»

1
1

59

«Пасхальный натюрморт»

1

60
61

«Золотые купола»
«Бабочка»

1
1

62

«Аист»

1

63
64

«Рыба-кит»
«Яркий натюрморт»

1
1

65
66

«Зеленая лягушка»
«Сирень»

1
1

67
68
69
70

«Ландыши»
«Жучок»
«Балерина»
«Цветущее дерево»

1
1
1
1

71
72

«Одуванчики»
Диагностика

1

51

(6-7 лет)
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

№
занятия

Тема занятия

4
5
6

«Листья»
«Самовар»
«Сова»

Кол-во
заняти
й
1
1
1

7

«Портрет Осени»

1

8

«Декоративный натюрморт»

1

9
10
11

« Белка»
«Подсолнухи»
«Тыковка»

1
1
1

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

«Дома»
«Дуб»
«Девочка и осень»
«Осенний лес»
«Сорока»
«Лев»
«Дятел»
«Розы»
«Нарисую осень»
«Прогулка»(чел.фигура)
«Чашки» (натюрморт)
«Рыбак»
«Деревенька»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26

«Новогоднее окно»
«Зимний лес»

1
1

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

«Кокошник Снегурочки»
«Санки с подарками»
«Елочка»
«Еловая ветка»
«Дед Мороз»
«Замок»
«Рукавички»
Диагностика
«Рождественский ангел»
«Кошка на окошке»
«Снежный город»
«Пингвиненок»
«Шапочка»

1
1
1
1
1
1

40

«Портрет мальчика»

1

52

1

1
1
1
1
1

Февраль

Март

Апрель

Май

41

«Коврик»

1

42
43
44
45
46
47

«Колокольчик» (декоративно-прикладное)
«Сердечко»
«Морж»
«Синички на веточке»
«Моряк»(графика)
«Крокодил»

1
1
1
1
1
1

48
49

«Снеговик»
«Кошка и собака»

1
1

50
51

«Птички»
«Весна»

1
1

52

«На крыше»

1

53
54

«Веер»
«Портрет девочки»

1
1

55
56

«Ваза с тюльпанами»
«Трактор»

1
1

57
58

«Космическое путешествие»
«Зайчик»

1
1

59

«Арбуз»

1

60
61

«Анютины глазки»
«Кувшинки»

1
1

62

«Попугайчик»

1

63
64

«Леденец»
«Курочка с цыплятами»

1
1

65
66

«Ветка яблони»
«Клубника»

1
1

67
68
69
70

«В зеленой траве»
«Ласточки»
«Сад весны»
«Воздушный змей»

1
1
1
1

71
72

«Стрекоза»
Диагностика

1

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».