Положение о взаимодействие с семьями

2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
• работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
• повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
• изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;
• вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
• создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
• сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ;
• формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
• организация сотрудничества ДОУ с семьей;
• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника ДОУ;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимной поддержки;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в
образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных
проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи;
• осуществление
консультативной
поддержки
родителей
(законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
• выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
• выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
• гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в
организации семейного досуга;
• повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка;
• повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным

основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественноэстетического, познавательного и речевого развития детей;
• создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы ДОУ:
• принцип гуманизации, предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;
• принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
• принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи
и ДОУ можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка.
• принцип непрерывности преемственности между ДОУ и семьёй воспитанника
на всех ступенях обучения;
• принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в
ДОУ эмоционально-благоприятной атмосферы;
• принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт ДОУ);
• принцип доброжелательности всех участников содружества;
• принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы ДОУ не допускается никакого принуждения).
• принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота,
познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов
художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей
к традиционной культуре;
• принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
• принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании
и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения
педагогического работника;
• принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы
4.1. В Годовом плане воспитательно-образовательной и административно- хозяйственной
деятельности МБДОУ г. Керчи РК «Детский сад комбинированного вида №53 «Звоночек»
разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
ДОУ и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия ДОУ и семьи предполагает следующие этапы работы:
• изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
• группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:

• целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной
цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
• планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
• конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии
ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
• сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
• взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников ДОУ;
• одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей,
позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
• обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
• учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей,
уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
• ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников ДОУ с
родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях
между педагогами и родителями;
• соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников ДОУ.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
• посещение семей на дому;
• анкетирование;
• наглядная пропаганда педагогических знаний;
• родительские собрания (показ занятий, беседы, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача
памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинарыпрактикумы; презентации опыта работы;
• дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
• круглые столы;
• деловые игры;
• тренинги;
• почта доверия;
• семейные проекты;
• творческие проекты;
• тематические выставки художественного творчества, конкурсы;
• вечера вопросов и ответов (педагогическая информация по разнообразным вопросам,
в т.ч. и по формированию ценностных установок детей);
• совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
• семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и ДОУ, рекомендации по подготовке
и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).

4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
• методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
• методы организации совместной деятельности (планирование, организация и
контроль);
• методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное
обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в ДОУ, формирование партнерского сообщества работников,
детей и их родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
• создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогов и родителей (законных
представителей) воспитанников, их взаимной поддержки;
• переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
• соблюдение принципа единства воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
• тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников
на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива ДОУ с общественными и социальными структурами: общеобразовательной
школой, ДОУ и др.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной
программы дошкольного образования, и других участников образовательных отношений.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, специалистам, старшему воспитателю, заместителю заведующего по
воспитательно-методической работе, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.

7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, семейных конкурсах,
праздниках, организуемых в ДОУ.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в ДОУ.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•
планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
•
учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
•
разнообразие планируемых форм работы;
•
планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
•
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары,
работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
•
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com
•
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение
его в ДОУ.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
•
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
•
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
•
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
•
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в ДОУ.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы ДОУ.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим, заместителем заведующего по воспитательно- методической
работе и старшим воспитателем ДОУ.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
•
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными
представителями)
воспитанников
по
производственной
необходимости;
•
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в ДОУ.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий ДОУ и развития партнерства
является Совет родителей - постоянный коллегиальный орган управления, в состав
которого избираются по одному представителю от родителей каждой возрастной группы.
Оригинал данного положения
8.5. Совет родителей имеет полномочия:
– обсуждает Устав и другие локальные акты ДОУ, касающиеся взаимодействия с
родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений
и дополнений;
– участвует в определении направления образовательной деятельности ДОУ;
– обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса,
планирования педагогической деятельности ДОУ;
–
рассматривает
проблемы
организации
дополнительных
образовательных,
оздоровительных услуг воспитанникам;
– заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации
общеобразовательных программ в ДОУ;
– участвует в подведении итогов деятельности ДОУ за учебный год по вопросам работы с
родительской общественностью;
– принимает информацию, отчеты педагогических и медицинских работников о состоянии
здоровья детей, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результатах
готовности детей к школьному обучению;
– заслушивает доклады, информацию представителей организаций и учреждений,
взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том
числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарногигиенического режима ДОУ, об охране жизни и здоровья воспитанников;
– принимает участие в планировании и реализации работы по охране прав и интересов
воспитанников и их родителей (законных представителей) во время педагогического
процесса в ДОУ;
– вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в ДОУ;
– содействует организации совместных с родителями (законными представителями)
мероприятий в ДОУ – родительских собраний, Дней открытых дверей и др.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников:
• протоколы групповых родительских собраний;
• конспекты мероприятий и др.;
9.2. В перечень документации администрации ДОУ включены:
• план работы с родителями (законными представителями) воспитанников на
учебный год (раздел «Взаимодействие с семьями воспитанников» Годового плана
воспитательно-образовательной и административно-хозяйственной деятельности
МБДОУ);
• протоколы заседаний Совета родителей ДОУ.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в ДОУ в течение 5 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с

Советом родителей ДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Советом родителей ДОУ
Протокол № 2

от «22»февраля 2021г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».